Детская музыкальная школа № 1 г. Пензы – одна из старейших музыкальных школ России. Согласно архивным данным она была основана в 1882 году.
Истоки школы – музыкальные классы Императорского Русского музыкального общества, основанного великой княгиней Еленой Павловной в 1859 году при сотрудничестве знаменитого музыканта Антона Рубинштейна.
Ещё в 1881 году в Пензе основывается Отделение Императорского Русского музыкального Общества, и приказом от 23 ноября назначаются директорами Пензенского отделения ИРМО Татищева Л. А., князь Оболенский, И. П. Легран, М. И. Костромитинов и М. А. Щукин. 26 июня 1882 года Пензенский Губернский Предводитель даёт указание, что открывающейся музыкальной школе «могут быть предоставлены 2 комнаты в доме Дворянства».
Информацию об истории возникновения первой музыкальной школы № 1 г. Пензы мы находим в нескольких источниках.
В газете «Губернские ведомости» № 209 от 29 сентября (среда) за 1882 год: «24 сентября в 6 часов вечера в зале здешнего Дворянского собрания совершено было молебствие с водосвятием для открытия музыкальной школы, помещенной в этом здании.
Присутствовали: председательница дирекции музыкального общества Лидия Арсентьевна Татищева, гг. начальник губернии, губернский предводитель дворянства, учредители школы, молодые преподаватели, приехавшие из Петербурга, их ученики и ученицы и посторонние лица, сочувствующие музыкальному делу. По окончании молебствия и предложенных посетителям чая и фруктов, гг. Горский, Шор и Загорский повторили трио Мендельсона, исполненного в концерте 13 сентября, исключая его скерцо.
Музыкально-педагогическая часть школы…находится в следующем виде: для элементарного обучения на фортепиано преп. г. Загорский, для окончательного развития игры на этом инструменте г. Шор; для скрипки — г. Горский, для виолончели г. Загорский, для сольного пения г. Костромитинов. Учащихся на фортепиано в элементарном классе — 11, в старшем — 14, на скрипке — 13, на виолончели — 2, для сольного пения — 6. Желаем от души процветания школе и музыкальному делу».
Из воспоминаний современников: «Музыкальные классы сменили многие дома и улицы, пока окончательно не утвердились в теперешнем своём здании на Богданова, 19».
Из статьи «О датировке здания детской музыкальной школы № 1» в научном сборнике «Пензенский Временник любителей старины» (выпуск восьмой, 1992 год, учредитель Департамент культуры Пензенской областной администрации, редактор Дворжанский А. И., автор статьи — краевед С. Л. Шишлов):
«По окладным книгам Пензенской городской управы на 1900—1903 гг. усадьба принадлежала надворному советнику Алексею Ивановичу Дубровину (ул. Богданова, 19, ранее — ул. Пешая)…28 марта 1905 года Дубровин продал усадьбу коллежскому асессору Александру Алексеевичу Легошину, а 12 декабря 1905 года последний продал её жене инженера путей сообщения Наталии Петровне Сахаровой. В июне 1917 года усадьба была продана Алисе Карловне Кнорре, вдове известного лесовода П. К. Кнорре…До настоящего времени не выяснены обстоятельства, при которых Музыкальные классы Пензенского отделения Императорского Русского музыкального общества… стали располагаться в доме, принадлежащем последовательно Н. П. Сахаровой и А. К. Кнорре, равно и с какого времени. Известно лишь, что с 1912 года они уже помещались на Пешей… Примечание: формально учебное заведение именовалось классами, однако в Пензе, наряду с этим названием, его часто именовали училищем даже в официальных документах. Училище в числе преподаваемых дисциплин должно было иметь общеобразовательные предметы, которых не было в программе Пензенских музыкальных классов. Именование классов училищем, возможно, проистекало от того, что среди разновозрастного контингента учащихся значительную часть составляли уже сравнительно взрослые люди.»
По некоторым воспоминаниям, дом на Пешей принадлежал Щукину, который, возможно арендовал часть усадьбы у Сахаровой и, входя в дирекцию Пензенского отделения ИРМО, способствовал размещению музыкальных классов в доме Сахаровой.
Сейчас Детская музыкальная школа № 1 г. Пензы является объектом культурного наследия, памятником истории и культуры регионального значения. Она размещается в старинном особняке XIX века, построенном в стиле модерн.
В 1997 году в школе создан музей истории музыкальной культуры Пензенского края. В нём хранятся архивные документы, афиши, программы, наградные листы, отзывы и автографы знаменитых гостей и выпускников школы. С посещения музея начинается знакомство юных музыкантов с историей школы. Мы бережно храним историю и традиции академического музыкального образования России.
Основные вехи истории связаны с руководством школы. Хранители Детской музыкальной школы № 1 г. Пензы — это руководители школы, благодаря которым происходило становление и возможно дальнейшее развитие музыкальной культуры Пензенского края.
В 1902 году директором школы был назначен Лев Соломонович Шор, талантливый музыкант, пианист, педагог, человек неутомимой энергии, «во многом благодаря которому удалось возвести музыкальное дело в Пензе на достойную высоту. На посту директора он состоял до 1917 года».
В трудные революционные годы музыкальное образование в Пензе не прекращает своё существование. Напротив, на базе музыкальной школы организуется Народная консерватория, вдохновителем и организатором которой является Ф. П. Вазерский.
Из воспоминаний современников: «Федор Петрович Вазерский — выпускник Пензенской музыкальной школы, после окончания Московской консерватории пел в опере Зимина. Едва совершилась революция, вернулся на родину и стал организовывать Народную Консерваторию, которая была открыта в 1918 году. Принято было около тысячи учащихся на разные отделения. Педагогами были: пианисты — Витвер Н. А., Чуйкевич Г. Д., Казаченко Е. В., Касторская В. А., Касторская А. А., Мильман Р. М., Протопопова Е. И., Потулова В. П., Финогеева Е. Н., Шор Л. С..; вокалисты — Грачев Н. С., Назаревская Н. В., Салтыкова, Протасьева Е. П., Габленц М. Ф. и Габленц А. Ф.; скрипачи — Катуар П. Г., Антюфеев Б. И., Рогов А. И., Гудков Н. И., виолончелисты — Ямпольский, Ростропович, контрабасисты — Баторин С. Ф., арфа — Помазанская Е.; духовые — Турищев А. С., теоретики — Грасроф С. Г., Касторский А. В.».
В 1920 году директором становится Алексей Васильевич Касторский. Народная консерватория была переименована в музыкальную школу второй ступени, а позднее в музыкальный техникум. Среди выпускников школы этих лет — известные композиторы Н. Г. Минх, Г. Г. Крейтнер, П. И. Лондонов, дирижёр Большого театра, профессор Московской консерватории Б. Э. Хайкин, певцы А. А. Яхонтов, И. М. Скобцов, известный скрипичный мастер Л. А. Горшков.
Из материалов «Истории первой музыкальной школы», год написания — 1982, в четырёх книгах, автор — преподаватель школы Валентина Николаевна Попова:
«Так выглядела школа. Вы поднимаетесь на второй этаж по широкой лестнице. В приезд больших исполнителей двери широко распахнуты, и лестница покрывается большим ковром. Налево между залом и лестницей небольшая комната. Здесь бухгалтерия, канцелярия. Входите в зал. Налево — сцена в рамке красивых изразцовых печей. Первый от сцены класс — фортепианный. В 20-30-е годы в нём чаще всего занимаются Вера Петровна Потулова и Екатерина Ивановна Протопопова. Во время концертов этот класс служит артистической. Дальше шёл класс Николая Александровича Витвера. Затем маленькая узенькая комнатка — библиотека. Библиотекарем был Державин.В маленьком коридорчике с окном во двор три двери: первая налево — класс Николая Ивановича Гудкова, скрипичный класс; вторая угловая — жилая комната, в ней живут муж и жена, Дашенька и Пашенька, на них лежит миссия охраны порядка и чистоты здания. Почти напротив этой комнаты — дверь в вокальный класс. Здесь занимаются Мария Дмитриевна Габленц и её муж Алексей Федорович. Если от главной лестницы повернуть вправо, то сразу дверь в большой светлый класс, с красивой изразцовой печью. Здесь занимается Сергей Федорович Баторин по теории и сольфеджио. Дальше жилые комнаты. В них живут преподаватели Габленц. В нижнем этаже небольшое зальце (фойе). Оттуда двери ведут в два класса и в коридорчик. Из коридорчика три двери в классы. Заканчивается коридорчик заколоченной кухней. В нижнем этаже располагаются «громкие» инструменты: народные, духовые».
По акту от 14 ноября 1925 года здание по улице Богданова, 19 было передано музыкальной школе (данные БТИ города Пензы). С 1929 года директором становится Алексей Сергеевич Турищев (выпускник Московской консерватории 1910 года по классу кларнета, автор музыки песни «Варяг»).
Из воспоминаний современников: «Вёл он класс духовых инструментов с большим знанием дела. Всегда в толстовке, летом из парусины, зимой более теплой. Мягкий, дипломатичный, он ладил со всеми и очень многого добился, будучи на своем посту».
Именно А. С. Турищев в 1941 году принял и четыре года опекал учащихся Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, которые спасались от войны в Пензе, в первой музыкальной школе. Турищев «усыновил» новое поколение музыкальных гениев России, как когда-то в году другой войны его, воспитанника оркестра усыновил 12 Астраханский гренадерский полк.
В 1904 году, потрясённый героической гибелью крейсера «Варяг», 16-летний мальчик Алексей Турищев выиграл конкурс на лучшую песню-марш для встречи героев в Москве. Он сделал инструментовку для духового оркестра и хора и получил право дирижировать первым исполнением «Варяга» на перроне Курского вокзала. Это был истинный шедевр. Бессмертный «Варяг» стал документом в мировой истории, войдя в неё под именем «Русский национальный марш». Имя Алексея Турищева пополнило список неизвестных авторов неизвестных русских песен. Он остался в памяти поколений как блестящий исполнитель, организатор, как талантливейший педагог, чья школа дала так много его ученикам.
В 1933 году Пенза отмечала 50-летний юбилей музыкального техникума (1882—1932). Событие немаловажное — дело общественности и культуры города. 50-летие было отмечено постановкой оперы «Евгений Онегин». Роли, хор, оркестр — всё было осуществлено силами техникума и школы.
С 1935 года директором школы и техникума становится Тутенков, а завучем — Баторин. С 1936 года директор — Баторин, завуч — Н. А. Витвер.
В 1937 году начинает работать педагог, историк Сергей Игнатьевич Ильин. Человек творческий, он впервые начинает заниматься с учениками композицией. В последующие годы занятия сочинения музыки поощряли В. Н. Попова, Б. Н. Голубев.
В 1938 году в училище и школе директором назначается Пётр Степанович Илюхин. В этом же году приходит новое пополнение в ряды преподавателей музыкальной школы: Паршина З. В.(теория музыки), Лебедева Е. Д. (фортепиано), Сатурнова Т. А. (скрипка); с 1943 года — Елена Михайловна Благоразумова-Мачинская (фортепиано).
До войны 1941—1945 гг. музыкальная школа № 1 и музыкальное училище составляли единое целое, способные ученики без экзамена переходили на первый курс музыкального училища. В годы Великой Отечественной войны школа не прерывала занятий (музыкальное училище было законсервировано). Ученики выступали в военных госпиталях, а преподаватели — в составе концертных бригад.
В годы Великой отечественной войны Пензе оказались Заслуженные деятели искусств К. Г. Мострас, А. И. Ямпольский, лауреат Всесоюзного конкурса Н. Г. Рахлин, профессор Т. Д. Гутман с семьёй, преподаватели Е. П. Ховен, Т. А. Бобович и другие. В самые тяжёлые военные годы Пенза смогла создать условия для жизни, творчества, как маститых мастеров, так и будущих знаменитостей: юных скрипачей Леонида Когана, Игоря Безродного, Валентина Жука, пианистов Лазаря Бермана, Дмитрия Паперно, Евгения Малинина и многих других.
Имя А. И. Ямпольского, уже позднее, при открытии II Международного конкурса скрипачей, проходившего в Пензе в 1999 году, было увековечено мемориальной доской на фасаде здания школы (инициатор, вдохновитель конкурса и бессменный председатель жюри — профессор Московской консерватории, ученик А. И. Ямпольского — Э. Д. Грач).
На праздновании 100-летия школы её гостями были Л.Берман с учениками ЦМШ, на 110-летнем юбилее Юлиан Гутман (с приветственным письмом от Евгения Малинина, которое хранится в музее школы); в год празднования 50-летия Победы, в 1995 году — три больших делегации учащихся и преподавателей ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского были гостями школы в рамках творческой акции «Музыкальный мост: Москва — Пенза» (авторы проекта Д. М. Трубецкой и заслуженный работник культуры В. В. Круковский).
В 1946 году, ещё студентку музыкального училища, приглашают работать преподавателем сольфеджио Ирину Александровну Львову-Бельдюсову, окончившую музыкальную школу в год Победы, в 1945-ом.
Из воспоминаний заслуженного работника культуры России И. А. Бельдюсовой: «Моими учениками в то время были Л. М. Валукина, Т. А. Бобикова, Ю. М. Селифонова, В. Г. Еськина, И. М. Кулаевская, Л. С. Ромадина, И. И. Анисимова, Л. И. Сумерина, М. Н. Лисицина, Л. В. Дубкова. И. В. Тимофеева».
Блестящая плеяда имён тех, кто в 60-80 гг. творил музыкальную, педагогическую жизнь Пензы.
В 1946 году в школе начинает преподавать Виктор Викторович Попов (класс скрипки и камерного ансамбля). Среди его учеников — В. А. Мусоров, В. Г. Еськина, Ю. М. Назаров, Л. С. Тюряева-Ромадина — известные пензенские музыканты.
Из воспоминаний Владимира Алексеевича Мусорова: «Шестой класс музыкальной школы (1945—1946 гг.) памятен мне и как год её досрочного окончания, и как год встречи и начала плодотворной работы с Виктором Викторовичем Поповым, человеком, ставшим моим главным музыкальным и человеческим наставником. Прямо или косвенно сегодняшние преподаватели школ и училища по классу скрипки опираются на фундамент его самоотверженного труда… Ещё очень хорошо помню, как в 1941—1942 гг. с нами часто занимались преподаватели ЦМШ, в том числе и профессор А. И. Ямпольский, мы тогда все были как одна семья».
Формирование пензенской фортепианной школы.
Николай Александрович Витвер — целая эпоха в музыкальной жизни Пензы. Начал свою музыкальную деятельность с 1904 года. Был направлен в Пензу по окончании Московской консерватории.
Из воспоминаний современников: «Композитор, преподаватель-пианист, исполнитель с какой-то свойственной ему одному сдержанной лиричностью и драматизмом исполнения, он в Пензе много лет возглавлял пианистическую школу. В Пензе самая большая фортепианная библиотека была у Витвера. Николай Александрович вообще жил в мире музыки. Музыка заменяла ему все».
Николай Александрович воспитал сотни педагогов-музыкантов, композиторов, музыкантов — исполнителей и истинных ценителей великого искусства.
Ольга Владимировна Руднева — училась музыке в Москве у известного музыканта Г. Э. Конюса, затем в Петербургской консерватории (класс профессора М. Н. Бариновой). С 1933 года — преподаватель фортепиано и теории.
Елена Васильевна Казаченко — окончила Дрезденскую консерваторию, где занималась по классу рояля у Лауры Раппольди-Карер (ученицы Ф. Листа). В 1916 г. переехала в Пензу по месту назначения мужа. Одна из образованнейших женщин Европы, волею судьбы до конца своей жизни жила в Пензе и работала преподавателем по классу фортепиано в первой музыкальной школе. Больше полувека в школе плодотворно работали прекрасные специалисты В. П. Потулова (её лучший ученик — композитор Н. Г. Минх), Е. И. Протопопова-Десятникова, Р. Е. Цимринг (преподаватель и великолепный концертмейстер).
После пережитой блокады Ленинграда, обучения в Ленинградской консерватории в классе профессора Н. Н. Позняковской, 50 лет преподавала фортепиано, часто выступая с концертами, А. В. Лукьянчикова-Потехина.
В 1962 году, в год 80-летия, музыкальная школа и училище окончательно разделились.
Первым «самостоятельным» директором музыкальной школы назначается Генрих Александрович Ольсов, заведующий учебной частью — Алексей Николаевич Ключарёв.
С 1964 г. — директор школы Пётр Васильевич Камышов, заведующая учебной частью — Лариса Андреевна Кованда.
На новый творческий уровень поднимается работа народного отделения школы, начало которому положено в предвоенные годы увлеченной деятельностью старейшины оркестров русских народных инструментов в Пензе — Алексея Михайловича Тишулина. Н. В. Козлов (баян), Г. В. Иванцов (баян), А. И. Чекушкин (аккордеон), О. П. Топанова (домра) — открывают новую страницу истории школы. В 60-е годы вливаются в коллектив отделения народных инструментов: Г. В. Лохин (баян) и Т. И. Гудз-Косырева (домра), а в начале 70-х годов — С. А. Фадеева (баян, аккордеон) и В. А. Белякова (баян, аккордеон ), которые долгие годы развивали это направление работы школы.
В целом, неизменно сильным остаётся педагогический коллектив: В. Н. Попова, Р. И. Киреева-Нечунаева, Е. Д. Лебедева, А. Ф. Кириченко, З. Т. Королёва, Л. Н. Шепелева, Л. Н. Власов, Е. М. Мачинская. Многие являются одновременно и преподавателями музыкального училища: Р.Е Цимринг, Г. Е. Стояновская, И. М. Кулаевская, Л. М. Валукина, Н. И. Оя, А. В. Лукьянчикова-Потехина.
Из архива школы: «1969-70 год. Выпускной. После торжественной части — концерт. «Песню жаворонка» играет Маша Макарова (Свиридова), Женя Гуляев исполняет на скрипке «Русскую песню» и «Прогулку» Н. Ракова. Вдумчиво и музыкально играет Андрюша Киркин Сонату Л. Бетховена. Отличница Оля Фролова (Левина) исполняет « Вальс» Л. Ревуцкого. Дуэтом Тани Желновой (Павленко) и Наташи Манаенко на рояле исполняется «Вальс» Н. Ярошенко. Второе отделение открывает бывшая воспитанница школы Таня Чиркова. Она играет «Фантазию-экспромт» Ф. Шопена. Послушна домра чутким пальцам Володи Балшена. Как оркестр звучит рояль у Владимира Королёва. Мягко поёт виолончель в «Лебеде» К. Сен-Санса под руками Павлика Шнейдермана. Под громкие аплодисменты уходят со сцены участники концерта. Учебный год окончен».
Здесь немало имён тех, кто сегодня является ведущими преподавателями нашей школы, других музыкальных школ Пензы и Пензенского музыкального колледжа.
С 1969 года – директор Тамара Алексеевна Анисимова, заведующая учебной частью — Нелли Александровна Петропавловская. Грамотные руководители, талантливые музыканты, очаровали и «заразили» коллектив школы той эмоциональной атмосферой строгой ответственности и профессиональной требовательности, которая неистребимо присутствует в школе до сих пор.
А вот имена преподавателей, продолжавших святое дело воспитания и образования детей, служения музыке и преданности искусству в этот период: И. В. Тимофеева, Е. Л. Кузнецова, И. В. Визи, Ж. Е. Кучина, Г. А. Яшина-Мороз, Э. А. Оя, Т. Н. Черняева, Т. Г. Чиркова, Г. А. Федосова, Л. А. Симонова, Л. С. Аношко, Н. И. Суилина, Е. М. Шагова, П. А. Штейнвиль, В. И. Шуюпова, Т. Б. Астафичева, Г. С. Гроссман, Т. Б. Усманова, Г. Н. Романова, Л. К. Самохина, В. В. Королёв, А. И. Варанкина, М. З. Ахмерова-Плисковская, С. Е. Лушникова, Ю. В. Бычков, А. Н. Синев, Т. А. Савельева, Т. И. Косырева-Гудз, Е. М. Шлихтунова, В. В. Леонтьев, Л. Н. Минаева. Возглавила библиотеку школы, значительно пополнила, обновила и скомплектовала фонды школы — З. Н. Платонова-Зайцева.
Несколько позже влились в коллектив — А. Б. Гуляева, В. А. Ваганова, Т. Д. Самышкина, Т. П. Дёмина, Н. Н. Николаева, А. В. Киркин, С. Н. Киркина, Е. В. Темногрудова, Л. Н. Хлопотников, Н. П. Кривулина, О. Л. Василько, И. В. Васильева, С. Н. Панина, Т. В. Павленко, П. Г. Шнейдерман, Е.В. Прозорова, Н.М. Иванушкина, С.В. Перетрухина.
В последние десятилетия в Детской музыкальной школы № 1 стали работать: Н.В. Бородин, М.В. Никитина, Л.М. Барыкина, Н.В. Коваль, Н.Л. Барсукова, Г.В. Грибкова, Л.А. Грачёва, Ю.А. Яшина, И.А. Иващенко, Е.Ю. Дёмина, Е.Е. Подлесных, Ю.В. Кузнецова, Т.Н. Кравченко, Н.Н. Кравченко, Т.И. Левина, Н. В. Логунова, Е.Д. Белоножко, С. А. Павельева.
1983 – 2003 гг.: директор — Татьяна Борисовна Астафичева, завуч — Лариса Анатольевна Симонова.
2003 – 2005 гг.: директор — Симонова Лариса Анатольевна, завуч — Дёмина Татьяна Павловна.
С 2005 года директором становится Дёмина Татьяна Павловна. Заместитель директора по Учебно-воспитательной работе — Наталья Николаевна Николаева. Заместитель директора по административно-хозяйственной части — Зайцева Зоя Николаевна.
Первая музыкальная сегодня.
Исторические корни, преемственность поколений — это то, что формирует сегодняшнюю творческую атмосферу школы.
Особенностью педагогического коллектива является то, что большинство преподавателей — выпускники школы, поэтому по праву считают себя внуками и правнуками Л. С. Шора, М. И. Костромитинова, Н. А. Витвера, Е. В. Казаченко, Н. И. Гудкова, В. В. Попова, А. С. Турищева, А. М. Тишулина, тех, кто создавал музыкальную школу в Пензе. Неразрывна нить между поколениями и подтверждением тому музыкальные встречи со старейшинами первой музыкальной.
Назначение музыкальной школы — пробудить к творчеству каждого ученика, выявить музыкальный талант у способных.
В настоящее время школа объединяет 55 преподавателей, из них 70% — с высшим образованием. Все члены коллектива имеют специальное музыкальное образование. 60 % — преподаватели высшей квалификационной категории. Многие преподаватели имеют почётные звания, награды и другие знаки отличия.
Среди 5000 выпускников — известные композиторы Н.Г. Минх, Г.Г. Крейтнер, П.И. Лондонов, дирижёр Большого театра, Б.Э. Хайкин, профессора Московской, Казанской, Минской консерваторий – Е.Макаров, Н.Черняев, А.Кокушкин, певцы А.А. Яхонтов, И.М. Скобцов.
С 1993 года школа ежегодно проводит открытый конкурс по композиции «Творчество юных». Конкурс внесён в официальный справочник «Детские и юношеские конкурсы России». Вдохновитель и организатор — заслуженный работник культуры Т. Б. Астафичева. Жюри возглавляет профессор РАМ им. Гнесиных, Заслуженный деятель искусств РФ, Член Союза композиторов РФ Г. В. Чернов.
Деятельность МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 1 г. Пензы» носит не только образовательный, воспитательный, просветительский, но и социально значимый характер. Подтверждением тому является активное участие школы в различных социальных программах города, а также разработка и реализация собственных социальных проектов. Многие из них были представлены на Форумах социальных инициатив отрасли культуры и успешно реализуются.
В школе обучается 400 учащихся по специальностям: фортепиано, оркестровые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, кларнет, флейта, саксофон), народные инструменты (домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара), хоровое пение.
Творческие коллективы: камерный оркестр, оркестр русских народных инструментов, хор младших классов, хор старших классов, хор мальчиков «Виват», вокальный ансамбль «Домисолька», ансамбли народного пения.
Детский камерный оркестр, несомненно, является гордостью первой музыкальной (руководитель – А. Б. Гуляева). Хор мальчиков «Виват» выступает под руководством заслуженного деятеля искусств РФ В. В. Каширского.
На протяжении последних лет детский оркестр русских народных инструментов школы является одним из лучших коллективов области. Долгие годы оркестром руководила заслуженный работник культуры РФ Т. И. Косырева, затем более 10 лет Т. Н. Белова. Сейчас руководителем является Ю.А. Бойченко, выпускница ДМШ № 1, преподаватель Пензенского музыкального колледжа. Оркестр является неоднократным Лауреатом областных конкурсов и фестивалей.
Новации в области образования.
Детская музыкальная школа № 1 известна не только своими классическими традициями. Современная эпоха выдвигает новые требования в области образования и воспитания детей, поэтому преподаватели школы творчески подходят к образовательному процессу. Активно ведётся научно-педагогическая деятельность и методическая работа. Постоянно создаются новые образовательные программы и совершенствуются традиционные. Среди предметов, предлагаемых учащимся, есть достаточно редкие: «Экскурсоведение» (В. А. Белякова), «Новые музыкальные технологии» (А. А. Астафичев), «Музыкальная логоритмика» (Е. В. Уланова), «Музыкальная эстетика для самых маленьких» (Л. А. Павлова).
Традиции уроков композиции и импровизации, заложенные А. А. Штейнвилем, Р. Т. Давыдовым, сейчас продолжают Е. В. Гусев и К. Н. Строков.
В школе активно ведётся концертно-просветительская деятельность.
Только 2011-2012 учебном году школа приняла немало именитых гостей и провела на своей площадке ряд значимых мероприятий:
– «Передвижная академия искусств», в рамках проекта Фонда социально-культурных инициатив под патронатом Светланы Медведевой;
– мастер-классы и творческие встречи в рамках фестиваля «Башмет собирает друзей»;
– презентационная площадка Всероссийского социально-культурного форума «Крепость-Русь» «Совершенствование отечественной системы художественного образования»;
– юбилейный конкурс «Творчество юных», в рамках долгосрочной целевой программы «Подготовка к празднованию 350-летия основания города Пензы на 2010-2013 гг.»;
– мастер-классы концертмейстеров камерного ансамбля «Солисты Москвы»;
– видеоконференцсвязь мастер-классов из города Сочи в рамках V Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета;
– конкурсные прослушивания и творческие встречи с ансамблем «Терем-квартет» в рамках I Всероссийского фестиваля-конкурса «Россия молодая».
Школа уверенно идёт навстречу юбилейным торжествам:
350-летие любимого города Пензы;
130-летие со дня основания школы;
20-летие конкурса «Творчество юных»;
15-летие со дня основания музея школы.
Высокая честь и большая ответственность для наших преподавателей и учеников – сохранение богатых традиций музыкальной культуры России. Мы делаем всё возможное, чтобы не прерывалась связь времён и поколений, чтобы наши ученики черпали вдохновение в богатой истории школы и росли истинными творцами своей жизни.
Сохраняя прошлое, создаём будущее!